В Москве спрос на склады «последней мили» растет постоянно, а формируют его преимущественно торговые компании и крупные ритейлеры, сетевые интернет-магазины, логистические предприятия. Само понятие «последняя миля» обозначает промежуток между поставщиком и клиентом, поэтому организация работы такого склада требует серьезного подхода. По оценкам экспертов спрос на действительно качественные площади, не только с полным благоустройством и техническим оснащением, но и организованной работой персонала, будет расти на 30 % в последующие 5-7 лет.
«Последняя миля» – это европейский подход, в котором происходит взаимодействие крупных логистических центров, непосредственно складов, а также курьерских служб или свободно нанимаемых курьеров.
На текущий момент в пределах МКАД под склады китайских вилочных погрузчиков зарегистрировано около 6 миллионов квадратных метров. При этом объектами класса «А» или «В+» можно считать не более полумиллиона метров – то есть, одну двенадцатую часть. Важно понимать, что при этом немалый процент сделок сложно отследить для подбивки статистических данных, так как они остаются вне открытого информационного поля. Например, за 2018 год брокеры провели лишь около 200 тысяч квадратных метров складской недвижимости, в то время как всего в столичном регионе за это время было арендовано более полутора миллионов метров.
Предложение действительно качественных складских площадей с высокотехнологичным обустройством значительно ниже, чем спрос на него. Только в пределах МКАД этот спрос составляет более 350 тысяч квадратных метров. Интернет-магазины, ритейлеры и другие компании заинтересованы в аренде современных, обустроенных всем необходимым оборудованием и техникой складских площадей. Это в свою очередь способствует и росту спроса на спецтехнику, отвечающую новым стандартам эффективности, экологичности.